Парадный аромат. Золотая парча, муаровые переливы, брошь в виде бриллиантового букета. Русский XVIII век. Не из-за названия, не из-за того, что «Московская Венера» была молода в золотой екатерининский век, а просто ничего иного в ассоциативном плане и не представишь, стоит вдохнуть...
Богатство, тяжеловесность, изобилие нот.
Фон – амбра, восточная амбра, сладкая, с примесью ароматических смол и ладанника. С изысканной горчинкой.
На темном амбровом фоне – разливается прохлада ирисового корня, а под ним, как под вуалью, прячутся медовая роза, жасмин, иланг-иланг и гвоздика.
Роза, пригревшись на коже, словно расцветает, наливается багряным, лепестки — живой, почти черный бархат. Она вытесняет все прочие цветы, заслоняет их собой, и только дымка ирисового тумана остается такой же полупрозрачной, но ощутимой.
Аромат теплый, даже горячий, есть в нем что-то телесное, что-то пульсирующее, как страстное дыхание в темноте, прерываемое поцелуями.
А. Бенуа "Поцелуй", 1908 год.
Аромат великолепен. Как замечательно, что когда-то у нас выпускали такие духи! Как жаль, что теперь «Новая заря» выпускает такую гадость, и даже немногие удачные современные ароматы умудряется испортить, а в основном балуется низкосортными подделками под популярные иностранные ароматы - стыд и гадость! И хоть бы на заказ делали по тем самым рецептам те самые духи... Так ведь нет!
Кстати, попробовала бы я «Пиковую даму» вслепую, не зная, что это она, - и не догадалась бы, что советские духи. Приняла бы за творение египетской фабрики «Kesma», выпускавшей в 60-е совершенно волшебные духи, настоящие приворотные зелья (одним таким зельем, «Larmes de la Nuit», мой папа очаровывал мою маму, и как же я потом искала эти духи, с трудом нашла четверть флакона и пожертвовала на обмен «Velvet Gardenia» Tom Ford… Но это я отвлеклась).
По красоте и насыщенности винтажная «Пиковая дама» близка к лучшим творениям Amouage.
«Пиковую даму» любили обе мои бабушки – и Людмила Николаевна, и Тамара Степановна – еще в ту пору, когда не были знакомы, и вообще были не бабушками, а молодыми мамами. Для Людмилы Николаевны «Пиковая дама» была духами парадными, а повседневными и самыми любимыми — «Манон» (мне удалось их купить, они теперь есть в моей коллекции). Для Тамары Степановны — повседневными были «Красный мак». А парадными — заграничные «Estee» Estée Lauder (духи, именно духи). Я ребенком застала и «Красный мак» в красивой коробочке с кистью. И « Estee», о которых бабушка Тома говорила, что духи хорошие, но с «Пиковой дамой» не сравнятся. С бабушкой Люсей мы о духах поговорить не успели…
От кого-то из них мне в наследство остался пустой пузырек с выпуклым изображением карточных мастей, и притертой пробкой со стеклянной палочкой (он на фото).
И, когда мы с моей подругой-парфманьяком Катей abadesa купили пополам невскрытый (!), хоть и частично выпарившийся, флакончик «Пиковой дамы», мне было, куда перелить мою часть. Abadesa, как добытчику, достался флакон (карточные масти не выпуклые, а матовые на гладком стекле, но пробка притертая со стеклянной палочкой) и коробочка.
Специалист и коллекционер советской парфюмерии, потрясающая Виктория (ник dess0us, если кто-то ее еще не читает, читайте, лучше о советской парфюмерии не пишет никто!) сказала, что флакон мой старше содержимого. Но духи, которые нам достались, относятся к первому поколению «Пиковой дамы», наиболее ценимой поклонниками винтажей (
вот тут замечательно и подробно написано про историю и три выпуска).
Но если бы вы знали, какое это счастье — наконец попробовать «Пиковую даму»! Я мечтала об этом с детства, глядя на пустой флакончик.
Была еще одна причина жаждать попробовать этот аромат. Во времена моего советского детства совсем не было фильмов ужасов. Неоткуда было мне подпитать мою страсть к мистике. Только «Вий», и – частично, ибо там магия подло разоблачена – «Собака Баскервиллей» и «Всадник без головы». В книгах это еще была чудесная глава про Голыгинскую гать в «Бронзовой птице»… Нет, в книгах с этим было лучше, а в фильмах – плохо. Но имелась чудесная экранизация «Пиковой дамы» и явление мертвой старухи к Германну. Мне казалось, что в духах должна быть хотя бы капля какой-то мистики…
Иллюстрация Д. Шмаринова к повести Пушкина "Пиковая дама".
Я пробовала эти духи долго. Вычленяла ноты. Наносила на одно запястье – каплю «Пиковой дамы», на другое – каплю жасминового экстракта, или иланг-иланга, или нюхала смолу лабданума… Чтобы понять, что я в этих духах чувствую, что – нет.
Пирамидка на Фрагрантике, увы, не соответствует реальности, в те времена не было в парфюмерии такой ноты, как «кофе», да и «зеленые ноты» на фабрике «Новая заря» как-то не жаловали.
А капля мистики? Увы, не нашла. Только страсть. Живая пульсирующая страсть – в драгоценном винтажном парфюме.