суббота, 24 июня 2017 г.

Духи Анны Ахматовой: неведомые мне «Avia», «Ideal» Houbigant и «делиться цветами»


Какими духами пользовалась Анна Ахматова?
Мне встречалось, что она любила «восточные ароматы», но без уточнений. В ее воспоминаниях попалось одно название, один раз:
«Чем больше я пишу, тем больше вспоминаю. Какие-то дальние поездки на извозчике, когда дождь уютно барабанит по поднятому верху пролетки и запах моих духов (Avia) сливается с запахом мокрой кожи, и вагон Царскосельской железной дороги (это целый мир)...»
Но то был период увлечения авиацией, духи на «самолетную» тему выпускали многие, наверное.
Большой соблазн надеяться, что это Caron - просто название написала не полностью, вместо «En Avion» - «Avia». По времени подходит. «En Avion» уже должен был существовать к моменту этих ее воспоминаний.


Но может, даже наверное, были какие-то духи «Avia». Хотя гугл мне в этом не помог...
И фото достаточно старого флакона «En Avion» я не нашла.
...Биография Ахматовой изучена до мелочей. Быть может, я ищу то, что на самом деле всем известно? Какими духами пользовалась Анна Ахматова... Что за «Avia» она вспоминала.
Но были у Анны Ахматовой и точно выявленные парфюмерные пристрастия. Из воспоминаний Лидии Чуковской:
«Мне захотелось поближе рассмотреть шкатулку, которая издали меня всегда занимала. Она сняла ее с этажерки. Шкатулка дорожная, серебряная, ручка входит внутрь крышки. Рядом со шкатулкой стоит маленькая трехстворчатая иконка, а рядом с иконкой – камень и колокольчик. Под колокольчиком оказалась чернильница, очаровательная, тридцатых годов прошлого века. (Колокольчик – это ее крышка.) Тут же пустой флакон из-под духов.
– Понюхайте, правда, нежный запах? Это – «Идеал», духи моей молодости».

Лидия Чуковская. Записки об Анне Ахматовой. 1938-1941

«Ideal» Houbigant – во времена юности Анны Андреевны флакон был вот таким… И мне доводилось не только держать его в руках, но еще и вскрывать, ибо пробка встала намертво, а я одно время научилась вскрывать винтажные флаконы. А вот аромат… Надо воскресить в памяти, навестив ту, в чьей коллекции он хранится.


В 20-е годы флакон стал таким -


И еще – тоже Чуковская: «... Ахматовой из Болгарии в деревянных флакончиках привозили розовое масло. И Анна Андреевна отлила его одной даме. Это она называла делиться цветами».

«Как будто в тот момент, когда написала Ахматова свое первое стихотворение, сказал «некто в сером» - Время, остановись!
И стало все и с тех пор стоит все.
Так же чопорно сжаты губы, так же певуче дрожит голос, так же исходят от нее духи французские, не то шипр Коти, не то Убиган.
И льются, льются бесконечные вариации на все ту же изжеванную тему будуарной поэзии: любовь, ревность и тоска, тоска. Пять с лишним лет революции прошли над Ахматовой, не задев даже ее великолепной прически. Скучно… и смешно»
Ф. Левин «Ушей не спрятать». // Литературный еженедельник. 1923. № 20, 21. С. 11.

Фото флаконов: YuMe.vn, houbigantperfumes.blogspot.co.uk

Комментариев нет:

Отправить комментарий