четверг, 7 февраля 2019 г.

"Ellipse" Jacques Fath: бессмертная полынь


Я люблю шипры, я люблю кожаные шипры, я люблю винтажи, с ними я отдыхаю от пронзительности даже любимых современных ароматов (исключение - Serge Lutens, от него отдыхать не надо).

Я знала, что "Ellipse" - легенда, едва ли не самый дорогой и недоступный из винтажей, для всех желанный, прекрасный, вокруг него ведутся битвы - хорош ли "Ellipse" в тёмно-синий коробке или только в белой?
Слухи, что он вообще не сохраняется, что сейчас невозможно найти настоящий, неиспорченный "Ellipse" и вдохнуть тот рай, который мы потеряли, когда эти духи перестали выпускать. Перечисление ароматов, которые на него похожи и могут его заменить.
Или - нет, не могут. Ничто его не заменит.
Это же "Ellipse". Он такой единственный.


Попробовала. Раз, два, три. У друзей коллекционеров. Два флакона в белых коробках, один в синей. Синий был последним.

Бесспорно - все три образца были сохранны. Не могут духи испортиться, но при этом хорошо пахнуть. Ну, не могут.
Так не бывает.
Глухой плотный горький зелёный шипр. Прекрасный. Абсолютно прекрасный. Чистейшего звучания. Строгость всех нот - как "пламенеющая готика" в архитектуре. Устремляется вверх, взлетает, истончается до неземного - и все же остаётся здесь: как шпили соборов - перед глазами, так "Ellipse" - на коже и вокруг...
Несмотря на строгость и холодность, он сразу заполняет пространство и изменяет его под себя.
Темная смолистая зелень, горечь, полынь, много полыни, гальбанум, сосна, ветивер, грубо выделанная кожа, нежная женская кожа, весенний воздух в лесу, когда его много и все так душисто, и апрель, и деревья пробуждаются, но в оврагах ещё лежит снег. Особенная чистота, душистость, какая-то помытость весеннего воздуха, когда ещё не тепло, но уже не холодно, весна пришла, но ещё не началось цветение...


Впрочем, природы, пейзажа на самом деле в  "Ellipse" не так уж много.
И все эти ноты о нем мало что говорят.

Он оживает только на коже и только в движении. Бесполезно пытаться его распробовать, сидя и вдыхая. Его надо нанести и пойти... Куда-то, где будешь двигаться, говорить, где забудешь про свои духи - и вдруг резко вспомнишь о них, когда вдохнешь этот аромат и подумаешь: "О, прекрасно! Что это?"
Ещё раз вдохнешь, чтобы не упустить, чтобы ещё раз ощутить наслаждение...
И поймёшь, что это были твои духи.

"Ellipse" - темный аромат.
Темный, как душа в юности. Как юные мечты и чувства. С возврастом многое становится проще и светлее.

Черные маки.
Черные бабочки.
Чёрно-белые фотографии.
Стихи, напечатанные на машинке, белые страницы с обтрепанными уголками, черные строчки. Перепечатывала стихи, когда не могла купить купить книгу... Или просто понравившиеся. Сама я стихи никогда не сочиняла...


Закрытость. Замкнутость. "Внутренняя эмиграция".
Холодная темная вода между островной Венецией и островом Сен-Микеле.
Холодная темная вода Финского залива.
Черные контуры прекраснейших городов на свете.
Узорчатые листья полыни, схваченные инеем.



Аромат-интроверт, красота которого раскрывается только на свободе, в движении, вне дома.
Разницы между ароматами из флаконов в белой и синей коробки практически нет. В синей мне показался чуть более полынным, но возможно, он был самым сохранным из трёх.
Сравнивала из пробирки каплю из флакона в белой коробке и непосредственно из флакона в синей.
Наверное, надо быть истинным эллипсоманом, чтобы эту разницу ощутить.
В "синем" - те же чудеса и весенний воздух, те же черные бабочки, черные маки,  готические шпили и полынь. Та же красота, не поддающаяся анализу и описанию.

Как хорошо, что я не влюблена в этот аромат.
Если его полюбить - можно сойти с ума от тоски, не имея его - постоянно, каждый день, сколько угодно.
Он звучит очень современно. И все же он - утраченное сокровище.



Копытом и камнем испытаны годы,
Бессмертной полынью пропитаны воды, —
И горечь полыни на наших губах...
Нам нож — не по кисти,
Перо — не по нраву,
Кирка — не по чести,
И слава — не в славу:
Мы — ржавые листья на ржавых дубах...

Чуть ветер, чуть север —
И мы облетаем.
Чей путь мы собою теперь устилаем?
Чьи ноги по ржавчине нашей пройдут?

Потопчут ли нас трубачи молодые?
Взойдут ли над нами созвездья чужие?
Мы — ржавых дубов облетевший уют...

Эдуард Багрицкий

Комментариев нет:

Отправить комментарий