среда, 25 мая 2016 г.

«Пиковая дама» Новая Заря: поцелуй в темноте


Парадный аромат. Золотая парча, муаровые переливы, брошь в виде бриллиантового букета. Русский XVIII век. Не из-за названия, не из-за того, что «Московская Венера» была молода в золотой екатерининский век, а просто ничего иного в ассоциативном плане и не представишь, стоит вдохнуть...
Богатство, тяжеловесность, изобилие нот.
Фон – амбра, восточная амбра, сладкая, с примесью ароматических смол и ладанника. С изысканной горчинкой.
На темном амбровом фоне – разливается прохлада ирисового корня, а под ним, как под вуалью, прячутся медовая роза, жасмин, иланг-иланг и гвоздика. 
Роза, пригревшись на коже, словно расцветает, наливается багряным, лепестки — живой, почти черный бархат. Она вытесняет все прочие цветы, заслоняет их собой, и только дымка ирисового тумана остается такой же полупрозрачной, но ощутимой.
Аромат теплый, даже горячий, есть в нем что-то телесное, что-то пульсирующее, как страстное дыхание в темноте, прерываемое поцелуями.

А. Бенуа "Поцелуй", 1908 год.

Аромат великолепен. Как замечательно, что когда-то у нас выпускали такие духи! Как жаль, что теперь «Новая заря» выпускает такую гадость, и даже немногие удачные современные ароматы умудряется испортить, а в основном балуется низкосортными подделками под популярные иностранные ароматы - стыд и гадость! И хоть бы на заказ делали по тем самым рецептам те самые духи... Так ведь нет!
Кстати, попробовала бы я «Пиковую даму» вслепую, не зная, что это она, - и не догадалась бы, что советские духи. Приняла бы за творение египетской фабрики «Kesma», выпускавшей в 60-е совершенно волшебные духи, настоящие приворотные зелья (одним таким зельем, «Larmes de la Nuit», мой папа очаровывал мою маму, и как же я потом искала эти духи, с трудом нашла четверть флакона и пожертвовала на обмен «Velvet Gardenia» Tom Ford… Но это я отвлеклась).
По красоте и насыщенности винтажная «Пиковая дама» близка к лучшим творениям Amouage.
«Пиковую даму» любили обе мои бабушки – и Людмила Николаевна, и Тамара Степановна –  еще в ту пору, когда не были знакомы, и вообще были не бабушками, а молодыми мамами. Для Людмилы Николаевны «Пиковая дама» была духами парадными, а повседневными и самыми любимыми — «Манон» (мне удалось их купить, они теперь есть в моей коллекции). Для Тамары Степановны — повседневными были «Красный мак». А парадными — заграничные «Estee» Estée Lauder (духи, именно духи). Я ребенком застала и «Красный мак» в красивой коробочке с кистью. И « Estee», о которых бабушка Тома говорила, что духи хорошие, но с «Пиковой дамой» не сравнятся. С бабушкой Люсей мы о духах поговорить не успели…
От кого-то из них мне в наследство остался пустой пузырек с выпуклым изображением карточных мастей, и притертой пробкой со стеклянной палочкой (он на фото).
И, когда мы с моей подругой-парфманьяком Катей abadesa купили пополам невскрытый (!), хоть и частично выпарившийся, флакончик «Пиковой дамы», мне было, куда перелить мою часть. Abadesa, как добытчику, достался флакон (карточные масти не выпуклые, а матовые на гладком стекле, но пробка притертая со стеклянной палочкой) и коробочка.
Специалист и коллекционер советской парфюмерии, потрясающая Виктория (ник dess0us, если кто-то ее еще не читает, читайте, лучше о советской парфюмерии не пишет никто!) сказала, что флакон мой старше содержимого. Но духи, которые нам достались, относятся к первому поколению «Пиковой дамы», наиболее ценимой поклонниками винтажей (вот тут замечательно и подробно написано про историю и три выпуска).
Но если бы вы знали, какое это счастье — наконец попробовать «Пиковую даму»! Я мечтала об этом с детства, глядя на пустой флакончик.
Была еще одна причина жаждать попробовать этот аромат. Во времена моего советского детства совсем не было фильмов ужасов. Неоткуда было мне подпитать мою страсть к мистике. Только «Вий», и – частично, ибо там магия подло разоблачена – «Собака Баскервиллей» и «Всадник без головы». В книгах это еще была чудесная глава про Голыгинскую гать в «Бронзовой птице»… Нет, в книгах с этим было лучше, а в фильмах – плохо. Но имелась чудесная экранизация «Пиковой дамы» и явление мертвой старухи к Германну. Мне казалось, что в духах должна быть хотя бы капля какой-то мистики…

Иллюстрация Д. Шмаринова к повести Пушкина "Пиковая дама".

Я пробовала эти духи долго. Вычленяла ноты. Наносила на одно запястье – каплю «Пиковой дамы», на другое – каплю жасминового экстракта, или иланг-иланга, или нюхала смолу лабданума… Чтобы понять, что я в этих духах чувствую, что – нет.
Пирамидка на Фрагрантике, увы, не соответствует реальности, в те времена не было в парфюмерии такой ноты, как «кофе», да и «зеленые ноты» на фабрике «Новая заря» как-то не жаловали.
А капля мистики? Увы, не нашла. Только страсть. Живая пульсирующая страсть – в драгоценном винтажном парфюме.



2 комментария:

  1. Ого, какой раритет. Мне "Пиковая дама" из бабушкиных заначек осталась в памяти ядерной крепостью...А сам запах помню очень смутно. Флакончик жив до сих пор

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Флакончик сохраните, он уже сам по себе ценность!
      Мне аромат очень нравится, он вполне носибилен, даже изысканно звучит сейчас. Как и старая "Красная Москва" - ничуть не похожая на нынешнюю и невозможно красивая...

      Удалить