пятница, 7 февраля 2014 г.

"Злато скифов" и немного воспоминаний о советской парфюмерии


На моей памяти у мамы были только одни отечественные духи – «Русские узоры». Мне они очень нравились, особенно коробочка и флакончик, и я печалилась, когда мама пустой флакон вместе с коробочкой однажды выбросила. Поскольку я тогда даже предположить не могла такого кошмарного деяния, как выкидывание в помойку сокровищ (коробочка! флакончик!) я не успела попросить их для себя… Забегая вперед, скажу, что «Русские узоры» я попробовала уже в наше время, и поняла, что аромат для отечественной парфюмерии той эпохи не очень типичный, в нем доминируют зеленые ноты, он сложный, и вообще отзыв о нем еще впереди, а полноценный флакон с коробочкой я буду искать – может, найду? Может, хоть без коробочки?
(Apd - Нашла, благодаря помощи друга, и даже с коробочкой!)
Далее у мамы были духи сплошь французские.
И у нее никогда не было «Злата скифов», которые в ту пору – точно помню – были самые дорогие, шикарные и вожделенные отечественные духи. Они стояли на видном месте в магазине, выделяясь на фоне всех прочих, они были на слуху, и они имелись у мамы моей школьной подружки. Поскольку я парфюмерией была одержима с детства, я помнила ароматы духов всех маминых подруг, а если у меня появлялась возможность – обязательно просила попробовать духи, если была в гостях. Увы, я была застенчива, и часто не решалась. Но маму подружки я не боялась и попробовать «Злато скифов» попросила. Помню, что у меня случился ольфакторный шок. Аромат показался мне во всех отношениях избыточным. У меня даже в глазах засверкало многоцветно, и это было сверкание драгоценностей из недавно посещенного с родителями Алмазного фонда. Этот аромат был совершенно не похож на те прохладные, зеленоватые, альдегидные ароматы, которые как правило носила моя мама.
Снова я попробовала «Злато скифов» уже в нынешнем своем зрелом возрасте, уже разобравшись со своей любовью к селективам и к европейским винтажам, будучи уже ценителем, хоть это нескромно звучит, серьезным и подкованным.
Так вот что я скажу: с моей точки зрения, это один из шедевров парфюмерии. Они прекрасны. Но то, как они прекрасны, никогда не поймут любители прозрачных и водянистых ароматов, усушенных, диетических. Впрочем, не уверена, что оценят их и любители арабской парфюмерии, роскошной и громкой, но куда менее сложной по концепции.
Да, сразу оговорюсь: я про винтажные «Злато скифов». Современные пахнут чем-то пластмассовым. Пластмассой, жвачкой и поддельными пачулями. Я зашла попробовать и поразилась, как можно было испортить такой великолепный аромат.
Винтажные «Злато скифов» благоухают одновременно сладко и горько. Это аромат той же породы, что и "Tabu" Dana: по-европейски сложный, но варварски-роскошный. Нет, нотами они не похожи, разве что насыщенностью, плотностью, и очень гармоничным сочетанием горечи и сладости, когда никак не поймешь, чего в аромате больше. «Злато скифов» очень правильно назвали. Хотя ассоциации скорее с византийской роскошью, многоцветной. Плотное золотое шитье, драгоценные камни и жемчуга, но все чуть тускловато, чуть сумрачно… Но ощущение бархатной ласки, трепета от прикосновения к меху – то же, как от "Tabu". Только «Злато скифов» имеет шанс понравиться большему количеству людей. Все же запах меда нравится не всем, а "Tabu" – это горький мед. А «Злато скифов» - шипровая горечь, тонкая и резкая, «заостренная» бергамотом и ветивером, проявляется на фоне сладости фруктово-цветочной – персик, иланг, жасмин, гвоздика (которая цветок, а не специя). Есть в «Злате скифов» и сандал, и пачули, и еще мне чудится не заявленный ни в одной найденной мною пирамидке экстракт сена. А еще – донник! Ну совершенно точно: так пахнет донник! Сочетание каких нот дало аромат донника, но он тут имеется.
Смесь степного горько-травяного с медовым привкусом аромата и восточной фруктово-пряной роскоши.
Аромат торжественный, громкий, потрясающий. Постановка оперы Римского-Корсакова в Большом театре в присутствии августейшей фамилии… О, я знаю, что премьера была на частной оперной сцене Товарищества Солодовниковского театра. Я про образ говорю. Златотканый занавес, роскошные костюмы, фанфарный клич, ариозо Лебедя…
В общем, с тех пор, как я попробовала «Злато скифов», я обзавелась тремя флакончиками. Выпущены в разное время. Вот они, на фотографии.
Возможно, дело не только в выпуске, но и в сохранности. Один из трех моих флакончиков получен в дар от пожилой дамы (духи - лучший подарок для парфманьяка, и то, что у вас пылится в углу шкафа и давно не нужно, для парфманьяка может оказаться сокровищем), еще два куплены на барахолке. Все три были без коробочек, и флакончик пожилой дамы хранился на свету. Но ароматы несколько различаются. Лучше всего пахнет купленный на барахолке, с наиболее исцарапанной наклейкой. Полученный от пожилой дамы – в общем, пахнет так же прекрасно, даже не знаю, в чем разница, может, чуть слабее, чуть-чуть. Но разница есть, - хотя они из одной серии. А вот в тот, у которого золотистая крышечка, «недоложили» жасмина и степных ароматов, он проще, хотя все еще горько-сладкий и показался бы мне прекрасным, если бы я не пробовала более старый вариант «Злата скифов».
Вообще, с некоторых пор советская парфюмерия стала для меня еще одним увлечением. Не все ее любят, не все ее ценят, но попадаются совершенно дивные ароматы. А все потому. что ингредиенты-то были очень хорошие. Да, простые флакончики, особенно часто попадаются такие «шипастенькие», и если с них время смыло этикетку – невозможно определить, что ж там налито-то. Но иногда под пластиковой накручивающейся крышкой живет сокровище…

9 комментариев:

  1. Здравствуйте! Как вкусно Вы про них рассказали! Захотелось попробовать :)
    Скажие пожалуйста, после какого года выпуска лучше не рассматривать предложения? Ваши самые "молодые" в каком году выпущены?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. К сожалению, я покупала все без коробочки, и дата выпуска неизвестна (на флаконах нет никаких кодов, в СССР этого не делали, хотя на некоторых советских духах бывало ставили штамп на этикетке, но не на этих). Мои самые молодые - с золотой навинчивающейся крышечкой, но год выпуска не знаю. Прекрасные - вот те, которые с темно-синей крышечкой. Пробовала из парадного флакона с хрустальной пробкой - увы, плохо сохранились. Непрезентабельная навинчивающаяся крышечка сохраняет лучше.

      Обратитесь к dess0us (у нее блоги на разных площадках под этим ником). Она замечательный специалист по винтажам.

      Удалить
  2. Очень любила эти духи. Ещё мне нравились "Ноктюрн", "Елена" "Тет-а-Тет" Сейчас "Тет-а-Тет" совсем другой. А в те времена были шикарнейшие.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А ещё "Жизель", "Аллегро", "Сардоникс" и т.д. Сколько их было, шикарных ароматов и все - любимые, потому что настоящие.

      Удалить
  3. Да, помню что композиция была даже удостоена какой то награды в Париже. Сколько было замечательных ароматов! И у "Северного сияния" и у "Дзинтарс". Я очень любила "Быть может". У маминой подруги ими пахла норковая шапка. Я в неё зарывалась с головой!

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте,Dolorosa!Сегодня случайно наткнулась на вашу страничку.Читаю о ароматах взахлёб!Пристрастия,правда,у меня несколько другие,но то как пишете вы...!Самое меньшее,что скажу - читабельность!
    Обращалась к народу с этим вопросом,но никто не помог подсказкой.
    Ищу замену Mango Adorably,бюджетного аромата от Антонио Бандераса(оплаканного мной,т.к., снят).Может,вы поможете,если знаете его.
    И ещё та же проблема,такая же насущная.Хоть что-то похожее на Cairo от Kesma.
    С надеждой,Лидия.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лидия, увы, я ничем не смогу вам помочь, я не знаю этого аромата. И он не от Бандераса: Mango Adorably Mango. Но я никогда его не пробовала.
      Cairo от Kesma - хорошо знаю, он прекрасен, густой шипр с медом, но совершенно не представляю, что может быть аналогом. Он слишком глубокий и сложный, чтобы найти аналоги. Есть такие парфюмы, которые ничем не заменишь.

      Удалить
  5. Что-то меня перемкнуло...При чём здесь Бандерас...!?Манго - это Манго,без бандеросов.

    ОтветитьУдалить