Куплен на барахолке. Верхней крышечки на коробке нет, а именно на ней могла быть дата. Наклейки на донышке флакона нет (не знаю, была ли). Что это именно одеколон, определила по ГОСТу: 17236-71 – одеколоны.
Не знаю, когда выпущен, но вид коробочки, лиловые лепестки в каких-то пятнышках, как у тропических цветов, наводят на мысль о конце 80-х. Хотя меня уверяли на форуме, что это одеколон примерно 1983-1984 года.
Открыли мы его с трудом, не знаю, открывался ли он до нас. Может разок. Открыли – понюхали – спрятали глубоко в шкаф… Потом выплыл на барахолке.
Флакон полон почти по горлышко. Пахнет приятно, чистый аромат, битых нот нет. Но…
Вот оно, скромное очарование советской женщины.
Вот она, причина, по которой мечтали о французских духах с таким пылом, что проходили мимо советских шедевров.
Очень много выпускали таких вот однотипных парфюмов, которые вроде и приятны, но нельзя назвать шедевром…
Пахнет букетом васильков. Вот если собрать их много-много и ткнуться в них носом – такой вот будет запах. И слегка – гвоздикой, ландышем и жасмином. Очень милый аромат. Ненавязчивый. Застенчивый. Приятно стойкий, хоть и одеколон. Химией не отдает, мерзкого мускуса, как в современной парфюмерии, нет, но и гвоздика не так избыточна, как во многих советских.
…Однако лучше уж пышные и царственные духи с амброй и гвоздикой, такие типичные советские духи, могучие концентраты пряных и шипровых нот для могучих женщин, они хотя бы харизматичны.
А эта прелесть, это «Очарование» – оно такое патологически застенчивое, что вспоминается ненавистная для меня в детстве песня:
Сегодня праздник у девчат
Сегодня будут танцы
И щеки девушек горят с утра горят румянцем
Пришли девчонки стоят в сторонке
Платочки в руках теребят
Потому что на десять девчонок
По статистике девять ребят
А парни важности полны придирчивы ужасно
И остаются вдоль стены пришедшие напрасно
Пришли девчонки стоят в сторонке
Платочки в руках теребят
Потому что на десять девчонок
По статистике девять ребят
Сегодня пусть не повезло девчонкам отчего-то
Они статистике назло опять придут в субботу
Придут девчонки стоять в сторонке
Платочки в руках теребя…
Оооо, как я ее ненавидела, эту песню, и заодно и этих девчонок, хотя и знать не знала таких слов, как «феминизм», но что-то в моем детском сознании активно протестовало, противно было до кислого привкуса во рту, когда я эту песню слышала.
Я любила Миледи из «Трех мушкетеров». Я любила Ольгу Николаевну из «Первого бала» Щепкиной-Куперник. Они бы не стояли в сторонке. О, нет. И «мальчишкам» от них досталось. Без всякой хулиганской грубости (хулиганок и грубиянок я не любила) – они были нарядны и изящны, но «мальчишкам» от них досталось как следует! И конечно, у девчонок моего любимого типажа должны быть другие духи! Не такие, как одеколон «Очарование»…
Он очень милый. И теперь я с удовольствием его ношу, когда хочется спокойствия, нежности, чистоты… Да просто потому, что пахнет он приятно. Но с таким застенчивым парфюмом и образ создается тоже застенчивый. Непритворной скромницы. И это как-то грустно.
В наше-то время скромниц осталось мало и подобный парфюмерный наряд даже усладительно звучит на фоне какой-нибудь убийственной и громовой «La Vie Est Belle L’Absolu» Lancome, заставляющей задыхаться в маршрутке и сбегать из кинотеатра посреди сеанса. На фоне парфюмов, кричащих: «А вот я такая, я вся такая да растакая, и плевать мне на окружающих!»
Но в те времена, когда «Очарование» появилось на свет, оно вряд ли радовало своей избыточной скромностью. Ибо уточек «Серых Шеек» тогда было большинство: скромных, чистых, строгих, работящих. Стоящих в сторонке.